Танго действует медленно и мягко. Сейчас у меня самое удобное тело за всю жизнь. Не самое выносливое и сильное, но по-настоящему радует. Подобное слышал от других тангерос. Они о своем теле говорили, если что.

Танго дает не совсем то, что ожидаешь от танца. Попытаюсь сформулировать, что именно.

Музыкальное тело

Меня приучили слушать музыку неподвижно, как мумифицированный Ленин Аппассионату. Это хороший способ, он не позволяет отреагировать сразу. Создается эмоциональное давление в сравнении с которым истеричный паровой котел перед взрывом кажется сморщенным воздушным шариком.

Хороший, но калечащий способ. Похож секс с фиксацией, без стоп-слова.

В танго-детстве я иногда не понимал, зачем эту музыку танцевать. Хотелось замереть и слушать. Тупо останавливался посреди мелодии. Некоторые партнерши понимали. «Ты послушай, я пока водички попью.» Оказалось, музыкальный мозг и музыкальное тело – разные вещи. Можно быть музыкантом, много слышать и сильно впечатляться, но не чувствовать в теле ничего.

Тут много хочется говорить о дихотомии психического и телесного, настолько традиционной, что она въелась в наш язык и не позволяет говорить о ней внятно. Если коротко: разделять психическое и телесное – просто способ говорить. Раньше он был удобным, теперь нет. Но это теория. А в личном опыте я обнаружил, что можно проживать музыку телом. Музыка рождает не только зрительные, обонятельные, вкусовые и тактильные ассоциации, она очень ярко происходит в теле. Просто для описания этого у нас почти нет подходящих слов.

Если позволить музыке жить в теле, может родиться движение. Твое собственно, из текущего состояния, не придуманное хореографом. В танго это не просто одинокое сольное движение, это движение в паре, движение контакта.

Контактное тело

Еще до рождения ребенок входит в контакт с мамой через движение. Он поддается сокращениям матки, позже – объятиям. Он учится отталкивать и прижиматься, пробует дотягиваться, хватать, притягивать к себе, отпускать. Руэлла Франк выделила эти движения как основные, их еще называют шестью движениями близости. Это первые довербальные опыты контакта, которые во многом определяют характерные способы контакта в будущем. Кто-то умеет поддаваться, но не умеет оттолкнуть. Или умеет отталкивать, но только для разрыва контакта, не для уплотнения. Кому-то трудно дотягиваться – достигать желаемого, или хватать и притягивать — брать свое. Мало кто способен отпускать, не разрывая контакт.

Мне кажется, для контакта в танго необходимы все шесть движений-интенций одновременно. Нужно поддаваться – следовать в самом начальном понимании, отталкивать – создавать некоторое сопротивление для уплотнения контакта, при этом тянуться друг к другу, держать-обнимать, давать свободу – отпускать. Всё одновременно.

Возможно, именно потому танго настолько терапевтично, даже без сознательной попытки ассимилировать опыт. Оно погружает нас в глубокие слои тела-психики, позволяет уже взрослому человеку снова проработать все движения контакта-близости.

Можно считать концепцию Руэллы упрощением, или полагать, что в танго ее притянули за уши. Так или иначе, тело в танго движется в контакте с другим телом. И каковы бы ни были наши представления о том, как правильно, танго покажет, работают они или нет.

С годами в танго тело становиться всё более слышащим и говорящим, чувствительным к другому и способным двигаться с другим.

Естественное тело

Танго ограничивает возможность двигаться надуманно, искусственно. Второе тело не поймет. И хотя шагу и объятиям учатся годами, у хороших танцоров шаг похож на простой шаг, объятия – на обычные, от слова «обнимать». Чтобы вернуться к естественности, нужно многому разучиться, даже тому, чего казалось не умеешь.

Танго ограничивает возможность выполнять правильные движения неправильными мышцами. Любое напряжение передается партнеру. Телу приходиться действовать так, как оно задумано. И понимаешь, что задумано у всех по разному.

У некоторых тангерос убедительное «тело танцора», но оно редко привлекает внимание как что-то отдельное. Чаще впечатляет гармоничность, целостность образа, включая туфли и выражения лица. Иногда эта целостность не помещаются на обложку журнала. Тем хуже для журнала.

с) Игорь Забута; http://tango-therapy.com.ua/wp/