В бестелесной культуре сложно говорить о теле. Приходится создавать новые слова, которые мы даже не пытаемся перевести. Embodyment, BodyMind, Embodied Relational Gestalt. Все эти подходы – попытки преодолеть расщепление телесного и психического, вернуть человеческому Я телесность.

Психотерапия начиналась с кушетки, с погружения в себя, самоисследования с помощью проводника, интерпретатора. Позже пришло понимание, что во взаимодействии, в человеческом общении больше возможностей. Даже о личности стали говорить, не как о «вещи в себе», а как о процессе между людьми.

Мне кажется, подход к телу в психотерапии сейчас на кушеточном этапе. Мы наблюдаем за своим телом, за дыханием и заземлением, ищем в теле чувства. Мы всё это делаем сами, направляя взгляд во внутрь. Тело – всё еще «вещь в себе». Одинокое тело.

Восемь лет танго и пять лет танго-терапии – особый опыт. Мы не просто научились думать о теле, как о том, что происходит между людьми. Мы видим и ощущаем, что это так, и знаем, что в таком понимании есть большой потенциал.

Познание своего тела через другого – естественный способ. Так познает себя ребенок. Не через самоуглубление, не через интроспекцию, а через маму. Через свои реакции на сокращение стенок матки, поддаваясь объятиям, отталкивая, хватая, притягивая, отпуская – все эти движения контактные, для них нужен другой человек. Тело ребенка изначально межличностное, оно — то, что происходит между. В танго присутствуют все эти шесть контактных движений одновременно, в движении и объятиях.

Мы можем самостоятельно следить за своим дыханием, стараться сделать его свободным. Но когда партнерша говорит тебе «ты не дышишь», «мне тревожно, когда ты задерживаешь дыхание», «я с тобой перестаю дышать», мы узнаем о себе больше и, часто, раньше.

Мы можем догадываться, нащупывать, что такое «заземление», через описания и собственные ощущения. Но когда партнерша говорит «я не чувствую опору», «мало земли под твоими ногами», мы узнаем нечто реальное, неметафорическое.

Другой человек может сообщить нам, насколько мы плавно двигаемся, насколько мы мягкие, напряженные, плотные, аморфные, предсказуемые. Может нас отразить, описать

Проблема осознания тела через собственные ощущения в том, что мы ходили в школу, просыпались по будильнику, сидели, когда хотелось бегать, работали, когда уставали, носили неудобную одежду и позу. Годами насиловали и игнорировали свое тело.
Наша проблема —  в диссоциации с телом. Наш чувствующий, ощущающий аппарат отключен от того, что измеряет, он не имеет к телу надежного доступа. Мы можем многое придумать о своем теле. Мы способны выдумать себе ощущения, читая медицинскую энциклопедию, но мало что можем надежно, тонко и точно заметить. Но мы можем этому учиться. С другим человеком.

С другим человеком мы узнаем то, что сами, по каким-то причинам не замечаем. И, главное: мы узнаем, как другой человек воспринимает то, с чем взаимодействует, общается — наше тело, нас. Он называет наше тело – нами и так «лечит» наше расщепление. А мы можем что-то изменить в своем теле, часто, на ощупь, наугад, но точно узнать о результате от другого.

В танго мы можем общаться через тело: говорить и получить ответ, выражать телом музыку _для другого_, чувствовать своё тело при помощи, «об» другого. Можем телесно узнавать другого. Можем _быть телом_ и присутствовать целостно _между_.

с) Игорь Забута, психотерапевт, преподаватель танго
Больше психологических танго-этюдов в книге «Танго на кушетке», предзаказы на http://tangobook.tilda.ws/