И гештальт и танго – о контакте. Гештальт предлагает универсальную концепцию контакта, в равной степени применимую к поеданию булочек, управлению организацией, отношениям между людьми. В танго мы наблюдаем несколько упрощенную модель контакта в 3D: в форме танца в паре. Но в нем есть всё, что присуще контакту между двумя людьми, кроме вербальной составляющей. С ним мы работаем в танго-терапии.

Для лучшего понимания, как это происходит, необходим краткий экскурс в историю понимания контакта в гештальте.

“Ты не пройдешь!

В классическом понимании некий идеальный контакт достижим, но существует ряд психических процессов, которые, как демоны, стоят на пути к нему. Это так называемые прерывания или сопротивления:

  • Конфлюэнция – полное слияние с партнером, растворение в нем и в музыке, нечувствительность к собственным впечатлениям, состоянию, желаниям.
  • Интроекция – попытка действовать на основании некритично усвоенных (проглоченных) правил, без учета ситуации. В исполнении партнерши интроектный стиль контакта – куда повел, туда иду. В исполнении партнера: сказали делать так, я так и делаю, не замечая дискомфорт, свой и партнерши.
  • Проекция – приписывание своего другому: мое неумение вести воспринимается как неумение партнерши следовать, моя неуверенность – как ее неуверенность, мое раздражение от всего этого — как ее раздражение (случай, когда проекция правдива).
  • Ретрофлексия — сдерживание порыва, энергии, «замыкание» ее на себя: хотел обнять, но сдержался, подготовил экспрессивный шаг, но на полпути остановился и остался в напряжении от неразряженной энергии;
  • Эготизм – когда желание ясно и реализуемо, осталось только взять, но в последний момент собственные переживания становятся важнее, актуальнее, и я зависаю в их наблюдении. Может проявиться и в навязчивом вопросе, как я буду выглядеть для других и для себя, реализуя свое желание.
  • Дефлексия – упрощенно – отвлечение внимания. Да-да , мы вместе, ух ты какая попа у партнерши впереди!

Пост-модернизм: «Уберите это всё и останется мертвое тело»

Гордон Уилер поставил под сомнение возможность контакта без сопротивлений: «Устраните сопротивления и то, что останется, не будет контактом в чистом или другом виде, а полным слиянием или, возможно, мертвым телом».

То, что раньше мыслилось, как прерывание, сопротивление контакту, Уилер видит как способ, модальность контакта. При этом он добавляет еще одно измерение: каждое сопротивление имеет свое полярное дополнение.

Конфлюэнция имеет своим противоположным полюсом ригидность. Попытка слиться, стать единым целым – необходимый этап. Ее следует всячески поддерживать, осторожно намекая на возможность ее перерасти. В какой-то ситуации и ригидность уместна, как ответ на невнятное ведение.

Интроекция на другом своем полюсе переходит в деструктурирование, навязчивое пережевывание. Через интроекции мы начинаем учиться. Но на коком-то этапе необходимо стать сороконожкой, которая задумывается о каждой своей ноге, разжевать и переварить проглоченные знания и продолжить двигаться вперед.

Проекция противоположна буквализму восприятия. Мы можем «бросать себя в мир», верить своим чувствам о состоянии и намерениях другого. Проекция — эмпатический механизм, данный нам природой и развитый до определенной степени опытом, он часто раскрывает то, что недоступно при наблюдении «фактов». Необходимо «лишь» не забывать, «это моё» и различать «моё и твоё». Буквальное считывание феноменов без интерпретаций – тоже легитимный способ восприятия. Вместе с осознаваемой проекцией оба способа дают замечательный стереоэффект.

Ретрофлексия противостоит отреагированию. Ретрофлексивный стиль контакта в танце – это о паузах, в которых накапливается энергия, чувства и эмоции для экспрессивной разрядки. Противоположный полюс – мгновенное отреагирование каждого впечатления от музыки и партнерши – там текучесть движений, «танцевальность», общая «гладкость» взаимодействия, с риском перейти в прямую линию на кардиограмме.

Эготизм – «партнероцентризм». Два полюса – крайняя концентрация на себе и концентрация на партнере — между которыми можно перемещаться.

Дефлексия – «залипание». Дефлексию можно рассматривать не как отвлечение внимания, а как необходимую разрядку излишнего напряжения, стравливания давления в системе. Иногда и на попу партнерши впереди полезно посмотреть.

Спонтанность контакта, по Уилеру, заключается в способности свободно и сообразно ситуации перемещаться между модальностями и полярностями.

Спаньоло-Лобб и полифония

Маргерита Спаньоло-Лобб предложила концепцию полифонии зон развития.  Она мыслит модальности контакта как «зоны» бытия-с, которые развиваются и задействуются полифонически, звучат синхронно с разной громкостью и ясностью. Это не столько фазы развития от «незрелых» к более «зрелым» стадиям, сколько путь к усложнению звучания контакта. Каждая зона заключает в себе возможность полного присутствия в контакте и все они с разной громкостью проявлены в ситуации.

Зона конфлюэнции: способность быть-с без восприятия границ, врожденная эмпатия.

Зона интроецирования: способность быть-с, принимая среду внутрь, давание имен.

Зона проецирования: способность быть-с, забрасывая себя в мир, воображение, открытие, смелость.

Зона ретрофлексии: способность быть-с, контейнируя свою энергию, творчество, безопасность, осведомленность.

Зона эготизма: способность быть-с другим с преднамеренным контролем, создание образа себя и удовольствие быть собой, автономия.

Принципиальное отличие от концепции Уилера в следующем:

  • зоны звучат в ситуации одновременно;
  • спонтанность контакта достигается не столько свободным перемещением между полярностями, сколько изменением громкости и характера звучания зон.

Взгляды Спаньоло и Уилера органично сочетаются: если к полифоническому звучанию зон контакта добавить перемещение между полярностями, понимание контакта становится многомерным.

Как мы это применяем в танго-терапии?

Первое и самое важное: мы доносим участникам понимание того, что тот контакт, который у них возник сейчас, лучший из возможных на данный момент с учетом ситуации — зала, музыки, партнерши, самочувствия и т.д.

Далее, мы создаем безопасную среду, контекст, который способствует осознаванию себя в контакте. Концепция контакта – «способ говорить» о сложных психических процессах, которые могут быть окончательно поняты при условии, что у нас есть ответы на два вопроса: что такое человек и что такое мироздание. Но, какая она ни есть, она способствует более полному и четкому осознаванию своего состояния и поведения в контакте. Осознавание делает возможным изменение.

С помощью упражнений, телесных и не только, мы прорабатываем каждую модальность от полюса до полюса, каждую зону контакта. Все начинают с зоны слияния (начинать с эготизма – редкое исключение), и ее звучание нужно сохранить. Но можно попробовать сместиться к полюсу ригидности и посмотреть, где комфортнее. И так по всем зонам-модальностям. Дальше каждый сам решит, какие зоны и полюса для него важны, какие должны звучать громче, какие тише, а какие — не звучать вообще.

Осознавая и изменяя свой контакт в танго, участники сами приходят к открытиям, как их способ контакта, их звучание, проявляется вне зала, в жизни, и что можно изменить. И часто уже знают, что они могут это сделать и как именно это сделать.

(с) http://tango-therapy.com.ua