Симпатичная пара за 30. Всё время держатся за руки или обнимаются, легко подстраиваются и активно реагируют на изменения состояния друг друга. Но когда они становятся в объятия и пытаются просто шагать, что-то сбоит. Не получается.
Это ничего не говорит о качестве контакта или об отношениях между партнерами. Дело в отсутствии базовых навыков движения в паре. Секс и вытряхивание половиков – вот весь их опыт согласованного телесного взаимодействия. В танго помогает, но этого мало.
Мужчина еще не умеет уверенно, решительно, понятно и энергично вести. Его тело еще не знает, как, когда и куда. Его неуверенность обоснована. Женщина разумно не доверяет неуверенному партнеру, не может следовать невнятному, противоречивому, зашумленному лишними сигналами ведению. На этом этапе действительно интересно, это как партнеры будут решать совместную задачу, в которой оба некомпетентны.
Почти все участники пытаются решить ее привычным способом – словами. Кто-то в форме критики, обвинений, придирок («ну куда ты пошла?!»), прямых указаний («поворачивай!»), кто-то через договоренности («делаем так»), предложений («а давай попробуем так»), кто-то через вопросы («как мне сделать, чтобы ты…?»). Кто-то раздражается, кто-то открыто и адресно злится, кто-то переходит в режим патологического терпения и послушания.
Эта стадия бесполезна в обучении танго, но является обширным полем для терапии пары. Она дает много материала терапевтам и участникам. Это еще не танго-терапия, это осторожные терапевтические наблюдения и касания, для которых танго, а точнее – начало обучения танго, является поводом.
Мы просим наблюдать за собой: за эмоциями, ощущениями. За состоянием партнера. За способом и характером взаимодействия. Осознавать, что и как вы делаете, как общаетесь. Почему именно так, можно ли иначе? Предлагаем пробовать иначе. Вместо догадок о состоянии партнера — вопросы – «так удобно?», «так понятно?», «скажи, как тебе понятно, удобно?», вместо императивных указаний – просьбы и предложения, вместо критики – позитивная обратная связь. Вместо подавляемого раздражения – его открытое, но бережное проявление. Вместо безадресной злости – направленная. И далеко не всегда то, что мы предлагаем «вместо», работает лучше. Предлагаем сравнить, озвучить, отметить изменения.
Многие участники уже на этом этапе приходят к ценным выводам о привычных для них способах общения, о стиле взаимодействия, а также о возможности их изменения. Многие говорят о том, что стали общаться иначе уже и вне танго и вне пары.
Мы не навязываем и стараемся даже не презентовать модель общения, которую сами считаем оптимальной. Участники разные, каждый со своим опытом и каждый уже творчески приспособился наилучшим возможным в его ситуации способом. Кому-то больше подходит поддерживающее взаимодействие, а кому-то необходим непрерывный стёб над собой и партнером. Мы предлагаем попробовать по-разному.
Очень скоро участники убеждаются, что поговорить – это замечательно, но сказать «иди вправо» и повести вправо – разные вещи. Тогда начинают пытаться общаться невербально — телом. Когда участники (почти) замолкают, затихают и дают себе возможность сосредоточиться, начинается более телесная стадия, собственно танго-терапия.
Тело
Танго предлагает эффективную модель взаимодействия в паре. Мы выделяем несколько базовых принципов и стараемся донести их до участников, попробовать их телом:
Границы. Это об объятиях и о «границе контакта». О том, что контакт возможен только если есть границы. Он зависит от их качества: (не)стабильности, гибкости, напряженности, ригидности. О том, что громко – это не обязательно лучше слышно. И о том, как сложно быть в контакте с партнером или партнершей, которые не манифестируют свои границы физически.
Диалог в ведении-следовании. Это о том, что ведение – не руководство, и о том, что ведомый начинает двигаться первым. О мужском и женском, и об условности разделения на ведение-следование. Для большей понятности меняемся ролями: это позволяет партнеру почувствовать, как оно, быть на месте партнерши, и наоборот; и как действовать, каким быть, чтобы тебя слышали / вели.
Приоритет контакта. О том, что быть вместе – важнее геометрии фигур, техники.
Целостность, цельность. О том, что двигаться, вести и следовать лучше всем собой, всем телом, начиная движение от стопы.
Комфорт и удовольствие. Единственный оценочный критерий «правильности». В этом участникам с опытом «несоциальных» танцев приходится многому разучиваться.
Эмоциональное проживание. Всё, что было выше – механика, если не передает эмоции, ощущения, чувства. Для нас танго – это музыка, которая проживается в контакте (или контакт, который проживается в музыке?). Мы предлагаем воспринимать музыку в цветах, вкусах и запахах, в фактуре, эмоциях, ощущениях, в сюжетах, и передавать почувствованное через объятия и движение. Получается.
Базовые принципы пересекаются, они условны, их может быть больше или меньше, их интерпретация может быть разной. Сейчас мы выделяем эти и интерпретируем так.
Мы не столько рассказываем, как нужно, сколько рекомендуем попробовать весь доступный диапазон возможностей. От максимального тонуса в руках (во всем теле) до минимального: где комфортнее, где партнерша лучше слышит, где лучше слышно партнера? Ведение всем телом от стопы и ведение рукой – что приятнее, понятнее? Заземленность и воздушность, эфирность – где больше контакта? На своей оси или на общей. От громко (сильные импульсы) к тихо (нежное прикосновение) – как лучше слышно? и как это всё меняется с по мере научения?
Попробовать «неправильно» — тоже полезный опыт. А если к своему «правильному» прийти самостоятельно, оно имеет шанс стать ассимилированным опытом, ценным не только в танго, но в любом межличностном взаимодействии.
Вербализация
Описание себя, своего состояния, впечатлений – то, что способствует ассимиляции опыта. Участники имеют такую возможность после каждого телесного упражнения или собственно танца, в парах или в группе. Как правило, на этом этапе участники проецируют свой опыт в танго на «обычную» жизнь снаружи.
За пределами объятий
Вокруг танго возникает множество сопутствующих тем-запросов, с которыми можно работать. Это с мужская инициатива, смелость вести, приглашать; женское предъявление себя, смелость быть видимой и приглашенной, право выбирать; доверие и ответственность; умение отказывать и принимать отказ; многогранность сексуальности, дифференциация чувств в контакте и уровней контакта; уверенность в себе, самооценка, самоуважение; различные травматические переживания, которые поднимаются время танца. Список может быть бесконечным. Что-то прорабатывается в группе, что-то требует индивидуальной или семейной терапии.
***
Более подробно о теоретических концепциях, на которые мы опираемся на занятиях, и об их практической реализации читайте в следующих разделах (О контакте в танго и в гештальте, Шесть движений танго, Танго как групповая терапия).
Comments by tterapy