Руэлла Франк выделила шесть фундаментальный движений контакта:

  1. поддаваться (уступать);
  2. толкать (отталкивать, упираться, сопротивляться);
  3. дотягиваться (тянуться);
  4. хватать (удерживать, держать);
  5. притягивать (прижимать);
  6. отпускать.

В отличие от классификации Лабана, шесть движений Руэллы не имеют смысла вне контакта, они разворачиваются лишь в контакте с другим человеком, фигурами, средой.

В первую очередь они описывают контакт ребенка с мамой, начиная с внутриутробного периода. Ребенок «поддается» давлению стенок матки, объятиям мамы, со временем начинает упираться и отталкивать, по мере возрастания интереса и выделения фигур – дотягиваться и хватать и т.д.

Значимость этих движений для развития психики в том, что они являются самым ранним, базовым опытом контакта, пока лишь невербальным. Этот опыт определяет развитие паттернов контакта в будущем, в том числе его вербальной и чувственно-эмоциональной составляющих. Их параллелизм с психическими процессами, в особенности в концепции цикла контакта, на поверхности:

  • поддаваться – модальность слияния, интроекции;
  • толкать – выход из слияния, проявление границ и выделение фигуры из фона;
  • дотягиваться – переход возбуждения, энергии в действие, проективная модальность;
  • хватать и притягивать – фаза контакта;
  • отпускать – постконтакт, интеграция.

Эти параллели условны, возможно несколько иное виденье, но их существование очевидно.

По мере роста движения усложняются, они сочетаются, происходят одновременно. Так, обнимая друг друга мы одновременно тянемся к другому, смягчаем переднюю часть тела (поддаемся), держим ладонями, прижимаем к себе. Какие-то движения удаются нам лучше, в каких-то мы менее спонтанны, какие-то трудны. Но, так или иначе, они могут присутствовать, «звучать» в контакте одновременно.

Как это связано с танго

Контакт в танго можно описать с помощью шести базовых движений. Примечательно, что они более-менее верно отражают этапы развития партнерши или партнера. «Более-менее» — по двум причинам:

  • сама последовательность Руэллы не столько хронологична, сколько удобна для запоминания, описывает целостный процесс;
  • мы имеем дело со взрослыми, которые уже освоили все базовые движения, но в разной мере.

Поддаваться

Начинающая партнерша следует, лишь поддаваясь, уступая, через попытку слияния с партнером. Еще нет тонуса в руках, она еще не «тянется», нет границ: локти уходят назад за спину, корпус прогибается в пояснице. Все сказанное верно и для партнера, но он таким образом пытается вести.

Упираться (отталкивать, сопротивляться)

Появляется тонус в руках и во всем теле, объятия приобретают характер границ. Уже есть с чем контактировать. На этом этапе тело «понимает»: для контакта нужна граница, сопротивление- отталкивание – это способ усилить контакт.

В одновременности, в сочетании податливости-слияния и сопротивления-разграничения возникает нечто похожее на ведение-следование, на контакт в танго. Контакт наполняется жизнью, становится более спонтанным по мере того, как партнеры и партнерши учатся перемещаться между этими двумя полюсами.

Дотягиваться

В танго это о том притяжении между центрами ведения и следования, которое создает характерную танго-постуру (интенция друг к другу) и скрутку. О скрутке: ее легко добиться через намерение «всегда быть вместе», и сложно – через технический разбор и упражнения.

Держать – притягивать

В сочетании с «дотягиваться» это об объятиях, когда мы «набираем полные ладони женщины (мужчины)» (с) – Natalia Orlova) — держать, и собственно обнимаем – притягивать.

Отпускать

Умение создавать «дышащие» объятия, уменьшать их «плотность». (Сюда же умение завершить контакт, провести партнершу на ее место и поблагодарить, и способность интегрировать полученные впечатления.)

***

В «хорошем» ведении-следовании, в контакте, все шесть движений звучат, как голоса в полифоническом произведении. Они поочередно проводят тему, каждый в какой-то момент становится главным, другие голоса тише, исполняют интермедию или свободный контрапункт, какие-то голоса временно замолкают. Наполненность и спонтанность контакта усиливается в зависимости от умения сочетать базовые движения и свободно перемещать фокус внимания между ними.

***

Что с этим не следует делать

Напрашиваются параллели между танго и жизнью вне зала. Если у партнерши проблемы с «отталкивать», возможно у нее проблемы с границами в общении? А если она не умеет отпускать? Такие вопросы уместны и могут привести к интересному исследованию, но поспешные и однозначные ответы на них наивны. Мы все в какой-то мере диссоциированы с телом, расщеплены. И эту диссоциацию не следует бросаться сшивать, склеивать и лечить. Без нее Хоукинс был бы не выдающимся ученым, а выдающимся идиотом. Мы довольно сложно устроены и можем быть очень разными в танго и вне танго.

Что с этим делать

Достаточным будет исследование и осознание того, какое состояние, какие чувства и эмоции возникают в «трудных» движениях. Для этого их можно делать в чистом виде (имитируя движения младенца, который поддается-отталкивает-дотягивается и т.д.), а также в сочетании с другими движениями. Важно учитывать, какую при этом роль играет поведение партнера или партнерши. Часто ответ лежит в технической плоскости, но не менее часто – в психическом опыте.

Интересное поле для исследования – перемещение фокуса внимания между полюсами: попытаться максимально поддаваться или максимально сильно сопротивляться, искать «меру», удобное сочетание-соотношение; попытаться полностью исключить из контакта определенные движения; танцевать с фокусом на одном из движений и т.д.

Прорабатывая движения осознанно, мы прорабатываем и психический опыт, который обусловливает легкость-сложность, произвольность-спонтанность их выполнения.

(c) izabuta.com