«Выдыхай, всё равно когда-нибудь придется»
(на уроке танго)

Дышать – значит чувствовать. Дыхание помогает осознавать чувства и преобразует их в движение.

Сдерживать дыхание – способ не чувствовать. Но это и способ концентрации, сужения фокуса внимания.

В танго мы попадаем в противоречивую ситуацию. Необходима концентрация внимания на партнере, на микро-движениях. Мы естественно задерживаем дыхание. Но нам необходимо слышать и чувствовать музыку, и пары вокруг. Для этого нужно дышать.

Такая же противоречивая ситуация у клиента в психотерапии. Необходимо замедлиться, и сфокусироваться – нужна концентрация внимания. Одновременно, нужно повысить чувствительность, дать чувствам свободу, замечать всё, что происходит. Нужно дышать.

В жизни за пределами танго и психотерапии ситуация не менее противоречивая и гораздо более сложная.

На уроках танго, особенно у начинающих, можно часто услышать отчаянную просьбу преподавателя «дышите!». Это так же безнадежно, как печально-популярное «дыши!» у психотерапевта. Несколько насильственных вдохов и выдохов, и снова никто никуда не дышит.

Энергичное, сознательно усиленное дыхание – неудачное решение. Концентрация исчезает, чувствительность не повышается. Насильственное дыхание ничем не лучше, если не хуже сдерживания. Работает свободное дыхание.
Но сказать «дышите свободно», всё равно, что сказать «расслабьте плечи» (известная танго-шутка о том, как всё происходит с точностью до наоборот). Все начнут дышать насильственно.

Проблему бездыханности бессмысленно атаковать в лоб. Уговорить свободно дышать так же безнадежно, как уговорить любить.

Арие Бурштейн показал нам, как не атаковать, и как не в лоб. На семинарах он как бы между прочим комментирует: «Я люблю представлять себе легкие, как крылья ангела. Такие, как рисуют дети. Огромные, на весь зал. Они поднимаются, опускаются. И каким-то чудесным образом никому не мешают.»
Никто не просит «дыши», никто не просит что-то вообразить, но весь зал начинает дышать спокойно, свободно, удлиненно. Не только грудью и животом, но и ребрами вширь и спиной назад. Крылья, они на спине.

Арие предлагает добавить к движению голос, звук. Со звуком невозможно не дышать.

Те, кому неинтересны крылья ангела, могут пользоваться метафорой аккордеона, бандонеона, органа. В нее звук встроен изначально.

Крылья ангела хороши тем, что тело принимает позу, в которой дыхание не ограничивается. Она противоположна позе капрала на плацу с выпяченной грудью и втянутым животом – не вдохнуть, не выдохнуть.

В танго дыхание – не только доступ к чувствам, не только способ преобразовать чувства в движение, но и решение проблемы фокуса внимания. Сложно удерживать фокус на себе и на партнере одновременно. Но можно со-настроить дыхание в паре, тогда в фокусе будут оба.

Со-настроить дыхание можно и с музыкой. Ее можно вдыхать и выдыхать, тогда она попадает прямо в кровь и изменяет ее состав. А если это делают двое, они неизбежно со-настраиваются еще и друг с другом.
***

При случае, почувствуйте, нет ли у вас за спиной огромных мягких крыльев ангела)

с) Игорь Забута, Эмма Кологривова,
танцующие психотерапевты

Приглашаем на курс Танго-терапии. Дышать, чувствовать, выражать чувства через движение в паре. Регистрация: http://tango-therapy.com.ua