Говорят, танго возникло из потребности обнять женщину. Думаю, не обошлось без потребности обнять мужчину. Но в танго мы не только обнимаемся.

Мы еще держимся за руки.

Мне кажется, дело не только в традиции. Это правда, в большинстве танцев партнеры обнимают одной рукой, а второй – держат руку партнерши. Но ведь традиция возникла не просто так. Мы могли бы обниматься двумя руками. Иногда, если ди-джей безжалостен и чувства зашкаливают, мы так и делаем. Но люди любят не только обниматься, они еще почему-то любят держатся за руки.

Контакт руками – то, что трудно дается начинающим. У меня левая рука начала отрастать и делать что-то адекватное только на седьмом году занятий. Мы предлагаем начинающим танцевать не касаясь друг друга, «без рук». На первый взгляд –магия, но получается неожиданно хорошо. Оказывается, на данном этапе руки только мешают. Это действительно сложно: совмещать в контакте деликатность и силу, стабильность и мягкость, нежность и ясность.

Что это за контакт, о чем он? Думаю, однозначного ответа нет: в любое движение каждый вкладывает что-то совсем свое.

На группе «Body-in-Contact» мы много экспериментируем с контактом руками. Если дать себе время замечать, в нем много ярких, тонких и глубоких воспоминаний и впечатлений. У каждого они свои. За руку держат родители: это забота и ограничение одновременно, это «ведение», это безопасность и помощь. Для многих держаться за руки и идти вместе – первый трепетный романтический опыт. За руки держатся влюбленные. Мужчины в алкогольно-дружеском порыве могут прогуляться в обнимку. В начале прошлого века было нестранным шпацировать под руку по бульвару. Но за руку — нет, за руку — это про романтику, это только с дамой.

В танго у рук есть характер. Они бывают доверчивыми, нежными. Но могут стать упругими и даже упрямыми. Таким можно доверять. Есть безвольные, сдающиеся, есть депрессивные, есть ладошки-сиротки. Есть лишние руки, они мешают двоим. Есть совершенно бесшабашные, они сразу говорят «всё будет ОК и до утра мы еще неизвестно куда загуляем». Есть совсем не похожие на партнершу, которой принадлежат. Есть сухие-механистические, они для техники без сантиментов. Есть ладошки, которые неуловимо тонкими пред-движениями танцуют или поют мелодию. Есть говорящие, их можно слушать и с ними можно беседовать.

Но в танго мы не только обнимаемся.

Мы еще держимся за руки. Каждый для чего-то своего и о чем-то своем.

с) Игорь Забута, психотерапевт, преподаватель танго

Больше танго-эссе в книге «Обними меня. Танго глазами танцующего психотерапевта»: http://tangobook.tilda.ws

Скачать бесплатную версию электронной книги: http://izabuta.com/kniga/