«Ты следуешь, как хорошая партнерша, которую учили лет семь-десять назад.» Такой отзыв я когда-то услышал от Иры Рогозенко, одного из лучших партнеров и самых опытных преподавателей. Подразумевалось: легко, невесомо и послушно, не привнося ничего своего. От себя добавлю: игнорируя пары вокруг и почти не слушая музыку. С тех пор мало что изменилось. Наверное, дорасти от пассивного, подчиненного следования до активного, партнерского — чисто женская способность.

Многие женщины приходят в танго с осознанным или неосознанным запросом: научиться следовать. Это те женщины, которые, кроме заботы о детях, доме и муже, управляют бизнесом, руководят компаниями, принимают решения на работе и в семье. Их ключевая фраза: «В жизни я веду». Под следованием они обычно подразумевают «доверять — отключить голову — раствориться». То, чего так мало и чего так хочется в жизни.

В танго они получают то, чего хотели. Пробуют доверять, хоть и не стоит: доверие – то, что «до веры», аванс веры – не лучшее решение в танце с начинающим партнером. Не столько отключают голову, сколько перестают смотреть под ноги, закрывают глаза и начинают чувствовать телом. В результате, получают возможность на некоторое время слиться с партнером. В этом слиянии можно остаться на годы, оно прекрасно.

Со временем некоторые партнерши «просыпаются» и обнаруживают в паре себя. Свои желания. Им уже мало, чтобы их вели «в музыку», они хотят ее выражать. Понимание следования меняется, оно постепенно становится активным, осознанным. Иногда, игривым, своенравным, агрессивным.

Партнерша обнаруживает, что именно она задает плотность, интенсивность контакта. Партнер может только создать для этого условия и дать энергию. Роль партнерши — эту энергию принять, придержать, накопить и превратить в движение. Она стремится к партнеру, противодействует как морская вода, создает ощущение взаимодействия с живым весомым человеком.

Она начинает слушать не только партнера, но и музыку. Обыгрывает ее, берет на себя всё «мелкие нотки». Партнер – оркестр, композитор, дирижер; партнерша – аранжировщик и солист. Решение, куда мы пойдем, всё еще за партнером, но как пойдем, куда зайдем по дороге, и с каким настроением – это уже решает партнерша.
Она учится компенсировать баги в постуре и ведении партнера, доходит и докручивается, делает всё, что сохранить эстетику движения пары и выразить музыку.

Принимает на себя риски: идет попой вперед в неизвестность. Как бы ни хорош бы партнер в навигации, плохой трафик и случайности никто не отменял. Приоткрывает глаза и оберегает тыл партнера от столкновения с парами сзади. Двигается больше партнера. Всё красивые энергозатратные фигуры — удвоения, очо, хиро и болео, украшения – ее партия, в то время, как партнер может стоять на месте и работать лишь стопой.

И всё это она делает на каблуках. И обязательно красиво.

Насколько всё это далеко от первоначального «отключить голову», «доверять», «раствориться».

Те партнерши, кого аргентинский танг покусал особенно сильно, учатся водить. Получается здорово, не хуже, чем следовать, и не хуже, чем у мужчин. При этом женственность не исчезает, а раскрывается новыми гранями. Оказывается, что для хорошего ведения не обязательно быть крупнее, сильнее, агрессивнее и решительнее. Чувствительность, изобретательность и деликатность тоже работают.

Со временем, может измениться и понимание гендерной роли в жизни. Накопленный в танго телесный и чувственный опыт ассимилируется, кристаллизует по своему подобию то, что вокруг. Приходит осознание, что и в танго, и в жизни «быть ведомым» и «следовать» – не одно и то же.

с) Игорь Забута, Эмма Кологривова; http://tango-therapy.com.ua/wp/