Существует идея, что танго можно танцевать только с особенным человеком, именно с тем мужчиной или женщиной с большой буквы Т. Виском к виску, щекой к щеке, желудком к желудку – кажется таким интимным, что можно перепутать с интимом.
Супер-способность танцевать с видом «я не здесь, это не я, я не такая… да и он не такой» встречается у начинающих. Корпус при этом нужно отклонить назад, глазные яблоки развернуть внутрь или в ужасе смотреть за горизонт. Это либо пройдет, либо танго пройдет.
Поначалу очень важно с кем. И чем дальше, тем важнее. Только критерии меняются. На каком-то этапе, самым важным кажется умение танцевать. Позже понимаешь, что техническая чистота – просто вежливость, фигуры – словарный запас, музыкальность – умение чувствовать контекст. Это всё очень важные достоинства второго плана. Умение танцевать в паре – о другом.
Мы часто танцуем с незнакомыми. Со своими фантазиями, с образом, который создал заранее и продолжаешь создавать во время танца. Партнерша либо соответствует ему, либо нет. Иногда она всё портит, иногда улучшает, иногда достраивает, заполняет белые пятна. Так же, как в обычном общении, только без слов. Без слов больше пространства для фантазий, проекций. В итоге, если звезды сошлись, танцуешь с женщиной из собственной головы. И ты сам — партнер из чьей-то головы. А более-менее знакомая партнерша – это человек, о которой ты нагородил много-много уже знакомых фантазий.
А еще можно танцевать с кем-то определенным другим. С кем-то из неслучившегося прошлого. Это очень трогательно, романтично. Иногда даже тепло. И отчужденно, для двоих.
Непросто увидеть другого, того, с кем танцуешь сейчас. Это возможно, когда другой не оправдывает ожиданий, не соответствует фантазиям. Разочаровывает. Иногда это прекрасное разочарование. Иногда появляется настойчивое любопытство: хочется понять, кто-же ты, какая ты на самом деле?
Мне кажется, умение танцевать с незнакомым, как с действительно незнакомым – особый талант. Или навык, который приходит с опытом разочарования. Танцевать без ожиданий, но с интересом, любопытством. Безоценочно, не сравнивая с другими. Фантазии, образы, ожидания и проекции – они будут всегда, от них можно избавиться только вместе с головой. Помогает допустить, что под толстым слоем тобой выдуманного есть живой, незнакомый, непредсказуемый другой. Помогает желание узнать и понять этого другого.
И со временем самым важным становится, танцует ли этот человек с тобой. Это легко почувствовать, ответив себе на вопрос: могу ли я быть собой с этим человеком?
С кем ты танцуешь? Часто задаю этот вопрос ученикам. Продолжаю задавать его себе.
с) Игорь Забута, психотерапевт, преподаватель танго
Больше танго-эссе в книге «Обними меня»: http://tangobook.tilda.ws
Comments by tterapy