«Танго могут себе позволить только красивые». Такой комментарий я прочитал под одним из постов. В смысле, некрасивым трудно придется. Ну да, в жизни тоже.
Иногда, как напишут, так хочется помыть глаза дегтярным мылом. Не себе.

Красоту я видел. Все восемь лет в танго я наблюдал, учился красоте женщин и мужчин.

Что я понял.

Красота – дело наживное. Чем дольше в танго, тем женщина и мужчина красивее. Что с ними происходит, почему так, слишком сложный для меня вопрос. Но это так. В первый раз я это заметил, когда с урока одновременно выходила группа начинающих, а заходили продолжающие. Сложно описать разницу и впечатление, но выходили девочки от 20 до 40, заходили женщины, чей возраст угадывать не смеешь. А на курсах танго-терапии я видел, как невзрачные, почти невидимые на первых занятиях участницы, становились искристо-живыми, наполненными цветом и вибрирующим звуком женщинами.

Возможно, дело в принятии. Просто так сесть и принять себя не получится. И если статью прочитать, не получится. Но если двигаться вместе и получать удовольствие, замечать удовольствие партнера, если обнимают… В танго можно принять себя потому, что тебя принимают другие. Тогда каждое движение в музыку, каждое запомнившееся объятие – актив в копилку личной красоты.

Мне кажется, красота – это наполненность чувством красивого. Красивых мелодий, движений, взаимодействия. Женщина, в голове и теле которой звучит Тройло, которая видела и помнит, и прямо сейчас словно видит, как Нери и Жанин делают свой безумный бесконечный шаг, от каждой микросекунды которого хочется плакать, которая помнит и хранит в теле объятия партнеров, она светится красотой, даже если ней на голову надеть свинцовое ведро.

После танды иногда помнишь, что партнерша была красивой, но как она выглядела? Партнершу видишь, когда приглашаешь и когда провожаешь, если еще способен видеть. Во время танца видишь меньше всех. Для тебя она скорее на ощупь красивая, красивая в совместном движении.

А еще замечал в танго женщин, скрывающих свою красоту. Они ходят в бесформенной мешковатой одежде, со смешной прической и тщательно подобранным макияжем, уменьшающим губы и глаза. Иначе они по улице спокойно не пройдут. И только иногда, в безопасной обстановке танго, они не скрывают себя. Ничего особенного с собой не делают, просто не скрывают. И тогда их непросто узнать. В танго сложно понять, красивая женщина или нет. Они каждый раз разные. Я так понимаю, в жизни тоже, просто там у меня меньше опыта.

Есть красота статичная, фотографичная. Таких женщин хочется в рамочку и на стенку повесить. Есть красота живая. Красивое не лицо, а выражение лица, не тело – а движения тела. И еще, самое важное: выражение лица и движения тела именно с тобой. Есть партнерши, которые становятся необыкновенно красивыми именно с тобой. И тогда ты чувствуешь, что красота – она происходит между людьми, и ты к ней причастен, ты тоже ее создаешь. В такие моменты ты понимаешь, зачем это танго, понимаешь, что счастлив, и это счастье тоже между, тоже создано обоими.

с) Игорь Забута, психотерапевт, преподаватель танго

Это эссе войдет во вторую книгу, продолжение книги «Танго глазами танцующего психотерапевта». Первую книгу можно приобрести на сайте http://tangobook.tilda.ws. Поддержать издание второй книги можно на boosty.to/ibzabuta или на patreon.com/tangobook