Я с удовольствием и немного грустной улыбкой вспоминаю свои первые годы в танго. Когда начинало получаться то, что казалось невозможным волшебством. Когда по многу часов каждый день и всегда мало. Когда казалось, что получится всё, что недостижимого не бывает.

«Они говорили», танго берется километрами, можешь ходить — научишься танцевать, не бывает таких, кто не может, просто нужны уроки, практики, километры. Километры – вот ключик. Я с фанатичным удовольствием наматывал километры, веря, что научусь.

Слегка смущал вопрос: а как я узнаю, что научился? Я сам почувствую, или мне скажут? Отзывы партнерш помогали, но партнерши видели только то, что я умею. Чего я не умею, я им не показывал. С таким подходом ответ «никак».

Где-то к третьему году я обрел великое всемогущество начинашки. А к шестому обнаружил, что танцую несколько хуже, чем на третьем. Дальше каждый километр стал добавлять уверенности в том, что всё становится хуже и хуже, и недостижимому нет предела.

«Они недоговаривали». Научиться может каждый, вопрос, насколько хорошо я должен научиться? После некоторой внутренней борьбы пришло понимание: даже при совершенно несообразных затратах времени, денег и усилий я не буду танцевать, как любимый маэстро, и как вон тот партнер, и даже как партнер знакомой моей партнерши. Есть физические ограничения, которые невозможно преодолеть, и есть психологические, которые я даже не собираюсь преодолевать.

Понимание было немного грустным, но освобождающим. Попустился, расслабился, даже как-то лучше танцевать стал. Почти бросил себя сравнивать. Меньше усилий, больше удовольствия. Обнаружил, что некоторые партнерши хотят танцевать именно со мной, а не со звездным партнером. Хотя бы потому, что я с их приглашаю, а он нет.

Обнаружил, что не обязан получать удовольствие от танца с партнершами любого роста, веса и уровня. У кого-то получается, у меня нет. Я не золотой робот, чтобы всем нравиться, ну так и мне не должно нравиться со всеми. Наконец поверил, что от круговой динамики у меня кружится голова. Разрешил себе не любить милонгу. Заметил, что если ты ростом с крупного для гнома, то миниатюрным партнершам с тобой особенно удобно. Вообще, если с себя слезть, становится легче не только танцевать, но даже просто ходить и лежать.

На самом деле, «хорошо» в танго определяется удовольствием. Если оба получают удовольствие, значит ты танцуешь хорошо. Звучит красиво, даже как-то успокаивает. И как всё, что следует за словами «на самом деле», это неправда. На самом деле, удовольствие, как счастье – недостижимая цель. Оно всегда — побочный эффект.

Ничего страшного не случится, если вы не будете танцевать как маэстро, или даже как партнер знакомой вашей партнерши. Даже больше: ничего не случиться, если вы не будете счастливы, идеальны, не самореализуетесь, не достигнете всех целей. Вы не так важны для себя, как вам говорят.

Без иронии: вы можете быть очень важны для другого. Для одного человека, для нескольких людей. Вы можете быть хорошим партнером для одной или нескольких партнерш. Возможно, этого достаточно. И, возможно, получать удовольствие и быть счастливым гораздо проще, доставляя удовольствие им.

А еще, возможно, вопрос, насколько хорошо я хочу, гуманнее по отношению к себе, чем «должен».

с) Игорь Забута, психотерапевт, преподаватель танго

Больше танго-эссе в книге «Обними меня. Танго глазами танцующего психотерапевта»: http://tangobook.tilda.ws

Скачать бесплатную версию электронной книги: http://izabuta.com/kniga/