Психотерапию удачно сравнивают с танцем. Для меня это сравнение не образное. Я занимаюсь и танго, и терапией, консультации перемежаются уроками. Иногда необходимо усилие, чтобы помнить: сейчас урок, а сейчас консультация.
Иногда кажется, что определенную терапевтическую задачу было бы уместнее решать, танцуя в паре. Границы, контакт, чувствительность, фокус внимания, близость, зависимость и автономность – всё это телесно ощущается в танго, можно наблюдать и экспериментировать. Иногда понимаю, что для решения проблемы в танго нужно сесть на стулья.
Работая терапевтом, я обычно чувствую себя в роли партнерши. Слушать клиента, присутствовать полностью, быть расслабленным и собранным, устойчивым, внимательным и готовым к любому движению. Давать клиенту понять, что слышишь и понимаешь его, но не двигаться, пока не почувствуешь достаточно энергии (“be present and do nothing”). Мягко сопротивляться каждому движению, чтобы поддерживать контакт. И только когда энергии и плотности контакта достаточно, начинать двигаться вместе с клиентом, интерпретировать музыку в заданных им рамках. Думаю, для описания этой роли очень подходит выражение «активное следование».
Иногда уместнее роль партнера: того, кто обеспечивает опору для клиента и задает структуру. Слушает музыку (контекст), чувствует состояние клиента и решает, на какую фигуру вести. Предлагает, но не начинает движение, пока не получит согласие и не убедится, что у двоих достаточно ресурсов задуманный шаг начать и завершить, безопасно, удобно и красиво. Внимателен к желаниям клиента, готов дать место, время и поддержку для самовыражения. И если энергии у клиента достаточно, готов вернуться к роли партнерши.
Для меня и танго и терапия решают две общие задачи. Первая: привнести больше импровизации и спонтанности в танец клиента. Ослабить напряжение, разнообразить структуру, помочь убедиться, что можно всё и ошибок не бывает. Вторая: помочь клиенту сделать из сольного танца – парный. Выражать себя через другого, присутствовать между Я и Ты. Обе эти задачи я вижу, как две грани одного стремления — «самовыражение в отношениях», — парный танец, в котором каждый естественен и внимателен к себе, к другому, к музыке жизни и парам вокруг.
Comments by tterapy