В танго хорошие танцоры двигаются так же, как в обычной жизни: просто и естественно. С одной поправкой: одни двигаются так, чтобы это было возможно, удобно и приятно делать вместе.
«Вместе» ограничивает. Движения должны быть понятны и предсказуемы, удобны для обоих. Нужна ровная ось, стабильные объятия и прочная связь между полом-стопами и областью контакта. Вместе не всё можно.
Но «вместе» и расширяет возможности. За счет того, что нас двое, за чет взаимодействия, мы можем двигаться с большей плавностью, шаги могут быть длиннее, динамика — интенсивнее. Вместе мы можем полнее выразить многослойную музыку танго. И главное: мы можем выразить ее друг другу.
Говорят, в танго ошибок не бывает. Пока вы вместе, можно всё. Не вместе, – танго закончилось.
Ограничения, которые налагает «вместе», не означают несвободу. Одно из определений хорошей партнерши: та, которая не ограничивает свободу партнера. То же верно и для хорошего партнера. В идеальном варианте, партнеры расширяют свободу друг для друга, делают возможным то, что в одиночку недостижимо.
Ты с моей помощью можешь полнее выразить себя. Я с твоей помощью могу полнее выразить меня. Если у каждого получится одновременно и помочь другому в его самовыражении, и выразить себя, возникнет «мы». «Мы» имеет границы: каждый полностью присутствует в-этом-месте, а значит, не может быть в это время (с кем-то другим) в каком-то другом (в)месте.
О чем я? Да, я уже не о танго, я об отношениях.
Интересно, что в танго способ быть вместе, так же подвержен духу времени, как и понимание зрелых отношений в психотерапии. В классическую эпоху была ярко акцентирована потребность в общности, вплоть до слияния. Тогда, в золотом веке, и танго танцевали в очень плотных неразрывных «объятиях-в-засос», даже с опорой друг на друга. Позже, в нарциссическую эпоху, проявилась потребность в автономности. Нас учили злиться на родителей и пугали зависимостью в отношениях. В танго появилось нуэво с дышащими, пластичными открытыми объятиями, большой свободой партнеров и экспериментами с осью. В постнарциссическую эпоху (это наше время, но пока не наше место) стали говорить о вызове «самовыражения в отношениях». Похоже, что танго отреагировало появлениями «салона»: каждый на своей оси, много свободы, но всегда в закрытых объятиях, всегда вместе. (Об «эпохах» читайте у Джованни Салониа, параллели с танго мои, тут могут быть неточности.)
Двигаться просто, естественно и при этом вместе настолько сложно, что учителя-маэстро создают специальные методики («Антитехники» Гарсиелы Гонзалес). Оставаться собой, выражать себя в отношениях настолько непросто, что об этом размышляют психотерапевты, которые не знают ответов, но осмеливаются прикасаться к вопросам на грани осознаваемого.
Танго не существует в отдельной реальности, оно — в «нормальной» жизни, между обычными мужчинами и женщинами. В нем проявляются сложности и противоречия, присущие жизни, времени, отношениям. Кто знает, может именно благодаря им оно возникло и развивается? И может быть оно так привлекательно именно благодаря неявному обещанию, возможно иллюзорному, их разрешить и примирить?
(с) tango-therapy.com.ua
Comments by tterapy