«Долго, дорого, больно» — это уже клише. Многим импонирует, цепляет своей пафосностью.
Больно – значит глубоко, правдиво. Я сильный, я чугунный, я пойду туда, где мне за мои деньги сделают больно. И чем больнее, тем радикальнее я изменюсь. А измениться мне необходимо, ведь то, что есть – никуда не годится. Потом еще нужно догнаться болью в мышцах после зала, выучить три языка и кровью заработать денег. Всё очень органично сочетается и привлекает своей героико-драматической мрачностью.
Есть некоторое противоречие в том, что больно обещают делать в безопасной обстановке, в моем темпе, принимая меня как есть и уважая мои «симптомы» как творческое приспособление.
В основе любви к «болевой» психотерапии лежат два допущения:
1. личностные изменения происходят непременно через боль;
2. личностные изменения должны непременно произойти, т. к. клиент в его теперешнем состоянии неприемлем для себя самого.
Относительно второго допущения сказано достаточно, а первое мы попытаемся оспорить.
Для клиента, который подобно собаке лежит на гвозде, уместно осознание своей боли. Она заведомо недостаточно сильная, чтобы он сам перелег. Также боль неизбежна при обнажении экзистенциальных проблем, но лечит в данном случае не боль, а их осознание и научение жить с ними.
В остальных случаях…
Давайте отступим на шаг назад и примем допущение: для личностных изменений необходимо изменение состояния.
Если человек замучен своей болью, если она давняя и не отпускающая, не стоит ли дать ему подышать, вместо того, чтобы душить еще сильнее? Говорят, для изменений необходим ресурс.
Если к нам на Танго-терапию приходит клиент, и его боль – одиночество, мы точно не будем помогать ему осознать его ответственность, и то, каким образом он его достигает.
Мы дадим общение, взаимодействие с нами и с другими участниками. Много. Очень теплого. Телесно — объятия и танец, эмоционально – через проживание музыки с партнером, вербально – через раскрытие и обсуждение ощущений, эмоций и чувств с другими. Боль уменьшится. Да, ненадолго.
И тут, казалось бы, самое время разобраться, каким образом он достигает своего одиночества, что он делает для его сохранения. Можно так.
Но есть другой путь: дать возможность научиться, как оставаться в контакте, как эффективно и всем собой взаимодействовать с другим. Сначала телесно, в танго. Потом нам остается только помочь это умение интегрировать.
Мы работаем не через боль и не через осознание неправильности своих действий или восприятия, а через ослабление боли, которое дает ресурс, и через интеграцию умений, приобретаемых телом в танго.
Что касается двух оставшихся атрибутов, «долго» и «дорого».
Гештальтистский акцент на здесь-и-сейчас – это огромный шаг в сторону ускорения терапии в сравнении с археологическим подходом психоанализа. Но волшебной палочки для моментальных или быстрых изменений у нас нет.
Дорого? К сожалению, пока дешевле айфона. Работаем над этим.
Comments by tterapy