Прямой вопрос партнерши «Чем танго-терапия отличается от школы танго?» вызвал желание глубже разобраться в этом. Главным образом потому, что под рукой не нашлось четко сформулированного ответа. Его нет и сейчас, могу предложить фиксацию потока сознания на тему.

Отличия в форме и содержании занятий вторичны. Мы больше разговариваем и меньше уделяем внимания технике, но не это главное. Принципиальное отличие в запросах участников и, соответственно, в целях.

Цель школы танго понятна и логична – научить танцевать танго. Она может не совпадать с подлинными запросами учащихся (это отдельная тема и одна из причин возникновения проекта танго-терапии).

Цель танго-терапии – создать среду-контекст, который позволит танго учить вас. Чему именно учить, зависит от терапевтического запроса.

Иными словами, парадигма танго-школы – «я для танго» (танго = моя цель), танго-терапии – «танго для меня» (танго = мой инструмент).

Особенно рельефно эта разница проявляется в отношении сопротивлений.

В школе танго вам с разной степенью императивности предложат меняться партнерами. (Не люблю абсолютные утверждения, скажу только, что без смены партнеров научиться танцевать танго невозможно.) Именно предложат, заставить никто не может. Если вы откажетесь, вас не казнят, но ваше решение будет противоречить цели школы и вашему запросу – научиться танцевать танго.

В танго-терапии мы даже императивнее и навязчивее предлагаем меняться партнерами (и ролями). Но если смена партнера вызывает сопротивление, мы просим подождать, прочувствовать и осознать причины этого сопротивления, не «проламывать» его поспешно. Сопротивление ценно, за ним кроется ресурс, возможность осознания и проработки. Вы не достигнете цели танго-терапии просто выполнив требование ведущего (поменявшись), но потеряете возможность разобраться в причинах сопротивления и приобретете травматический опыт.

Та же разница с ближними объятиями. В школе танго они могут быть темой занятия: цель очевидна – научиться танцевать в ближних объятиях. В танго-терапии задача освоить ближние объятия не ставится прямо. Нам важнее разобраться в причинах, почему вам сложно обнять другого человека, осознать, какие чувства и эмоции вызывает контакт в ближних объятиях, что в этом контакте можно и хочется проработать-изменить. Возможно в процессе осознания возникнет понимание параллелей между проблемами-возможностями в объятиях и сближением в отношениях.

Диапазон запросов, с которыми к нам обращаются довольно широкий: от проработки контакта с телом (своим или чужим), до обоснования решения о разводе. Есть запрос, который мы считаем нецелевым – «научиться танцевать танго». Он в 10 раз дешевле и неизмеримо эффективнее удовлетворяется в танго-школе).

В ходе терапии первоначальные запросы часто переосознаются, удовлетворяются и заменяются другими. С новыми запросами участники продолжают работу либо в танго-школе, либо в индивидуальной терапии, иногда – и там и там.