Иногда удается погрузиться в партнершу, почувствовать ее стопы, дыхание, каждую ее мышцу, все сорок ног. И она, по идее, должна быть благодарна — столько внимания, всё ей.

— Ты как-то обмяк и сгорбился (

Вот и вся благодарность. Ладно, вот он пол, вот мои стопы, стремиться вверх, я — ось в туфлях, я ось, я ось… Кто здесь!?

— Вот теперь удобно, узнаю любимого партнера.

До сих пор не могу разобраться с фокусом внимания в танго. И не только в танго. Много внимания другому — забываешь себя, другой не может на тебя опереться. Много себе — теряешь чувствительность к другому.
Даже задумывался о фокусе на самом контакте, на «между». Но фокус на абстрактных понятиях вместо живых людей, ведет к таким же абстрактным результатам. Они никого не греют.

Для контакта с другим необходимо полностью присутствовать самому. Не только слушать, но и звучать. Если очень к этому стремиться, становишься похож на гудящие как камертон уши.

Арие Бурштейн говорит, что быть в контакте — задача, требующая усилий. Полезно признать — это трудно. Нужна опора. Опереться можно на свою заземленность и дыхание. После этого можно фокусировать внимание на другом, постоянно черпая силы в своей земле и дыхании.

Можно иметь самые разные представления о контакте. Танго замечательно тем, что просто и понятно показывает: контакт есть или его нет.

Земля и дыхание — хорошие опоры — с клиентами работают, вне кабинета тоже. В танго мне необходимо добавлять еще одну опору — ось. За ось партнерша действительно благодарна, часто больше, чем за внимание к ней самой.
С заземленностью у меня никогда вопросов не было. Скорее наоборот, я слишком устойчив, особенно лежа. Вместо заземленности пришлось научиться внимательно и качественно падать.
Дыхание когда-то было личным открытием: оно не только помогает прожить музыку, но и связывает ее с телом, преобразует чувства в движение.

Музыка. Как бы банально это не звучало, в танго как в жизни. В жизни нас в контакте не двое: есть еще люди вокруг, город. А в танго есть музыка — очень соблазнительный фокус внимания. Может помочь, соединить, а может заставить забыть и себя, и партнершу.

Возможно, музыка — одна из опор, в ней стоит искать энергию для того, чтобы быть вместе.

А как это получается у вас? Что помогает быть вместе, не теряя себя, с внимательностью и чувствительностью к другому? В жизни, в танго?

с) Игорь Забута
Больше танго-эссе в книге «Обними меня. Танго глазами танцующего психотерапевта»: