Танго – простой танец. В основном это шаги. Есть еще повороты, они чуть сложнее, но доступны всем, кто умеет ходить. Вот и всё. Эти шаги и повороты можно комбинировать, как угодно. Вдвоем.

И вот тут стало всё сложно.

Вдвоем – это про общение, взаимодействие. Если позволить себе пойти дальше – это про отношения. Если принимаются еще более абстрактные понятия – это о контакте.

Еще есть музыка. Музыка – это контекст, поле, в котором танцует пара, развиваются отношения, происходит контакт. Как будто от двоих мало проблем. Но танго танцуют не двое. Вокруг другие пары, другие люди. Их нужно учитывать. Еще один контекст.

Что мешает с удовольствием общаться? Я про удовольствие для двоих. Что мешает выражать себя рядом с другим человеком и поддерживать его самовыражение? Учитывая изменяющиеся контексты)

То, что мешает хорошо танцевать.

Попробую назвать то, что мне понятно, без претензии на систему и полноту. В основном из личного опыта, потому позволю нежному мягкому сарказму оживлять текст.

Неспособность присутствовать

«Здесь и сейчас» – не для нормальных людей. Как и многие красивые идеи Перлза, это не способ жить, а терапевтическая техника. Если мы будем сегодня жить здесь и сейчас, то завтра нам нечего будет есть.

Но в танго на три минуты нужно присутствовать целиком здесь и каждую секунду сейчас. Это бесчеловечно. В том смысле, что именно способность невротически тревожиться о «когда-то потом» и «где-то там», о том, что мы не можем полностью контролировать, сделала нас такими успешными и несчастными приматами.

Внимание и чувствительность – только одна сторона присутствия. Вторая — быть здесь всем телом, всеми чувствами, не только воспринимать, но и проявляться. Если тело не очень устраивает, а чувства такие, что детям, маме и невинным девушкам лучше о них не знать, проявляться как-то неудобно.

Голова

Она тяжелая и прикреплена сверху. Она заваливает ось и в ней хранится ум.

«Отбросить ум и сосредоточиться на чувствах» (тут Перлз в очередной раз забыл о теле) – еще одна идея не для людей. Как и «здесь и сейчас» — это терапевтическая техника. Без головы тревожно и опасно даже тем, кто ей не пользуется.

«Отключать голову» мне кажется нездоровой идеей. Во-первых, это невозможно, во-вторых, похоже, танго было придумано людьми с включенной головой. Но избыточный контроль мешает спонтанности чувства и движения.

Партнерше нужна большая смелость, чтобы доверять партнеру. Еще больше смелости нужно партнеру, чтобы доверять себе, своему телу и чувствам.

Интроекты

Это чужое «правильно», чужое «надо», которое так и не стало своим. Другого способа учиться вроде и нет. Надо тянуться, скручиваться, использовать противоход. Надо быть хорошей девочкой. С хорошими девочками часто капец как неудобно и дорого. С партнершами и партнерами, которые тянуться и скручиваются из чувства «надо» — тоже.

Нарциссическая техничность

Тут вспоминается Эрнесто Кармона:
«Вы стараетесь сделать правильные движения и забываете о том, что обнимаете женщину! Вы словно с манекеном танцуете. Женщина это чувствует!»

Смещенному фокусу, приоритету техники, мы учимся на уроках. Мы разучиваем новое и сосредотачиваемся на правильных движениях, вынужденно игнорируя эмоциональный контакт. Так мы привыкаем танцевать с манекеном.

Мы отрабатываем новые связки под Тройло и позволяем себе танцевать не в музыку. В результате привыкаем жертвовать музыкальностью в пользу техники. Тройло переворачивается в гробу и матерится как протрезвевший боцман, но мы этого не слышим.

Можно ли иначе? Не знаю.

Танцевать сложно и технично – нарциссическая амбиция многих начинашек. Я так понимаю, первые 10 лет. Кажется, что партнерша будет в восторге от твоих задних сакад, будет вспоминать их в своих снах. Это до первого попадания в ногу партнерши каблуком. После эту сакаду вы будете вспоминать в своих кошмарах.

В отношениях параллель «техничности» – попытка впечатлить партнершу 101 позой Камасутры. Травматичный, изматывающий, натирающий опыт для двоих.

К сожалению, путь через «как мне это сделать – как мне это сделать лучше – как мне этого не делать» нужно пройти, не пропуская этапы. Нужно очень хорошо изучить задние сакады, чтобы танцевать на простых шагах. И нужно очень устать от 101 позы и натереть мозоли, чтобы поверить: женщину впечатляет только искреннее внимание к ней.

Музыкальность

Танцевать музыкально – суть танго. Также как чувствительность к ситуации, контексту – необходимое условие для спонтанности в контакте. Но если вы стремитесь музыкально завершить фразу за счет удобства партнерши, музыка становится фигурой, а партнерша – структурой фона. Женщины очень не любят быть структурами фона.

Впрочем, есть пары, которые чувствуют некий разделенный вызов в том, чтобы станцевать музыкально во что бы то ни стало. Они выходят в ронду, чтобы вдвоем выразить музыку. В этом особое уважение к музыке и своеобразная доблесть. Очень понимаю. Нет ничего благоприятнее для хороших отношений, чем удачное совпадение неврозов.

Партнерша

Самое время в конце текста задать вопрос: а что значит «хорошо танцевать»?

Гештальт научил меня, что вопросы, заданные никому, вне контекста — неполные. Важно, кто спрашивает, кого спрашивает, при каких обстоятельствах. Партнерша – она и есть та, кого спрашивают. Мне бы хотелось ответить «Хорошо, это когда по совокупности моих личных изменяющихся критериев я чувствую, что хорошо.» Примерно на третьем году обучения я действительно почувствовал, что танцую очень хорошо. Почему-то не все партнерши так считали.

Партнерша – тест на реальность. Реальность, она такая, она мешает.

с) Игорь Забута; http://tango-therapy.com.ua/wp/