О танго часто говорят, как о метафоре отношений. Какой ты в танго, такой и в отношениях, научись в танго, научишься в отношениях. Знать бы еще, что такое эти отношения.

Можно замахнуться на большее: танго – это метафора жизни. Как жизнь ничему не учит, так и танго. Они просто есть, они не задуманы, чтобы учить.

Предполагается, что танго учит, например, держать ось, баланс. Не поспоришь. Но полагать, что танго учит держать баланс где-то, кроме танцпола, что занятия танго сами по себе приведут к балансу в жизни или к привычке полагаться на себя – это наивно-магическое мышление, следствие веры в тождественность слова и его значения. Реальность показывает, что у тех, кто занимается танго, особого баланса в жизни не наблюдается, но есть существенный перекос. Как минимум, в сторону танго.

Но как у жизни, говорят, можно учиться, так и у танго. Вопрос как.

Оговорка: вопрос не для всех. Есть на свете японцы. Они постигают дзен, обучаясь стрельбе из лука, заваривая чай, изящно рассекая мечом простолюдина пополам, или считая вдохи, или кромсая маленькие деревья. У них мастер чая побеждает мастера меча. Им всё равно, в чем и каким путем достигать совершенства: они достигают его во всем одновременно. Они целенькие и однородные внутри и снаружи, как редисочки.

Для нормальных расщепленных невротиков, не редисочек, — вопрос. В этом сходство танго и психотерапии. Проблема та же: клиент может осознать нечто новое, испытать потрясающий инсайт без каких-либо последствий. Или научиться по-новому общаться с терапевтом или группой, но за пределами кабинета всё остается как было. Тут мы слишком близко подходим к сложной проблеме интеграции. Если упрощенно, коротко и неканонично: для интеграции необходимо осознание и немножко магии, чуда, которое и есть сутью психотерапии. Что это за чудо толком неизвестно. Но попробую проиллюстрировать на примерах.

Пара уставшая от конкуренции и себя. Очень умные и образованные, это делает их атаки друг на друга эффективнее, а претензии — острее. Партнер ломится в шаг не дожидаясь партнерши, партнерша начинает движение без партнера, оба соревнуются в правильности и спорят, как надо было. В целом танец скорее похож на методичное взаимное изнасилование с комментариями.

— Что ты сейчас делаешь?
— Объясняю ей, что нужно было повернуться сюда, а она говорит — туда.
— Спрошу иначе. Зачем ты это объясняешь? Задача ведь была простыми шагами двигаться вперед.
— Но ведь я прав?
— Здесь есть возможность не выяснять, кто прав, можно попробовать другое. Готовы?
— … ну ок.
— Попробуй предложить Тане пойти на шаг назад и дождись, пока Таня отреагирует. Не начинай шаг, пока Танина ножка не начнет движение.
— Как мне «предложить» ей.. Тане.. пойти на шаг назад?
— Сам убедительно и, если нужно, преувеличенно приготовься к шагу вперед.
— А если она как всегда пойдет не туда, куда я говорю? Например, в сторону?
— Веди в сторону.
— ???
— Да.
— Значит будет вести она, а не я?
— Значит ты недостаточно понятно показал свое намерение, Таня тебя не поняла. Но ты отреагировал и вы будете двигаться вместе. Пробуем?

Поначалу сложно, трудно и со скрипом. Через полчаса стало получаться. И появилось что-то неуловимое, что отличает танго от других танцев и завораживает в выступлениях маэстро. Просто маэстро решили двигаться маленькими неуклюжими шажками и держать странную кривую постуру. Их право, они ж маэстро. И самое чудесное: они полчаса танцевали молча.

— Что-то изменилось?
— Сложно. Сначала сложно, нужно много внимания. Потом возник контакт, это приятно! Тебе ведь понравилось?
— Конечно понравилось. Ты ж первый раз в жизни ко мне прислушивался.
— Ну ты тоже не второй.
— … не второй.
— То есть мы что, общались, как до этого танцевали? Не слушали?
— Вам лучше знать. Можете отслеживать в какой манере общаетесь, можете пробовать иначе.

***

Партнер старается, танцует в очень напряженной и неудобной позе.

— Ты зачем так прогибаешься, тебе так удобно?
— Не очень. Это чтобы партнерше было удобно, чтобы ей место было.
— Ты можешь партнершу спросить, удобно ли ей.
— ?
— Не удобно. И за тебя аж физически больно.
— Попробуй стать так, как удобно тебе. Начни с того, чтобы стать прямо.

— Так удобно?
— Да!
— А тебе?
— Ну точно удобнее, чем раньше.

На шеринге в конце занятия:

— Я понял. Я кажется пытаюсь делать другим хорошо, делая себе плохо. И не спрашиваю, как им. А что, правда можно делать другим хорошо, делая хорошо себе? А как же жертвы и т.д.?
— У партнерши спроси.

***

Осознавание того, что я чувствую, как воспринимаю, что на самом деле делаю и почему так, поиск параллелей между собой в танце и в жизни, всё это может привести к ценным открытиям. Но открытий не всегда достаточно для изменения. Необходимо учиться воспринимать и действовать новым для себя способом, сначала в танго, потом вне зала. Удача, если кто-то подскажет каким подходящим именно для меня способом, иначе остается только метод проб и ошибок. В танго подскажет преподаватель. В танго-терапии осознанию и интеграции поможет тренер-психотерапевт. Реализовать в жизни придется самому.

(с) http://tango-therapy.com.ua