Я попала в танго 7 лет назад. Нет смысла, обсуждать, что приводит людей в танго. Среди тангоманов распространена версия, что не человек выбирает танго, а танго – человека. Собственный опыт жизни в танго и наблюдения за теми, кто по каким-то причинам уже не танцует, показывает, что это похоже на правду. Получив, пережив один раз «опыт танго», сложно отстроиться от него навсегда и исключить его из своей жизни.
Этот текст – попытка выделить, описать, возможно, осмыслить те опыты, которые дает танго. Дает, не потому что тангоманы такие замечательные люди, что им так везет. Неизбежность этих опытов заложена в саму структуру, технику, культуру танца и обойти их, танцуя танго, очень сложно (хотя некоторым удается). Чем дольше танцуешь, тем не только лучше познаешь танго и культуру, в которой оно развивается. Осваивая танец, узнаешь не только самобытную и очень богатую культуру аргентинского танго. Танго открывает тебя самого, обнажает накопленные жизнью проблемы. Иногда танго может обострить эти проблемы настолько, что человек, не выдержав силы переживаний, уходит из танго. Но танго может помочь разрешить эти проблемы и выполнить в этом смысле терапевтическую функцию.
У каждого, кто успевает или дает себе труд фиксировать и думать о приобретаемом в танго опыте – своя история. (Стоить заметить, пожалуй, что тангоманы вообще сильно отравлены бесом рефлексии.) Ниже я представлю ту последовательность, в которой я фиксировала для себя значимые моменты и переживания. Этот путь индивидуален, но рано или поздно, с большей или меньшей степенью драматизма основные моменты этого пути проходит почти каждый, начинающий танцевать танго.
Еще одно необходимое замечание. Танго, в отличие от многих других социальных танцев, сильно нагружено культурным бэкграундом и социальными и психологическими смыслами. Попадая в танго, человек не просто погружается в эту культуру – он оказывается в среде (прежде всего культурной), которая актуализирует и обнажает его личные проблемы. Танго – танец человека одинокого. Но не того одинокого, который alone и сильно страдает от этого. Это скорее single, человек отдельный, один, который знает горечь потерь, радость встреч и недолговременность любого счастья. Танго, несмотря на свою незатейливость, как музыки, так и танца, удивительным образом сохранило в себе способность выражать важные и простые человеческие чувства. И не только выражать, но и провоцировать эти чувства в тех, кто танго танцует.
Однако мне бы не хотелось, чтобы читатели представляли себе танго только как бесконечное страдание и трагедию одинокого человека в большом городе. Танго разнообразно, музыка танго (а соответственно и характер танца) легко может служить иллюстрацией к разделу «Чувства и эмоции» любого учебника по психологии, ко всему спектру описанных в нем эмоций и чувств (надеюсь, это видео может послужить подтверждением моих слов, Жеральдин Рохас и Хавьер Родригес). Просто исторически сложилось так, что с экзистенциальными переживаниями связываются скорее драма и трагедия. Насколько экзистенциальны переживания радости и веселья – вопрос открытый.
Контакт
Многие социальные танцы требуют от партнеров контакта друг с другом. Но, пожалуй, только аргентинское танго требует особого рода контакта. Танго требует глубины взаимопонимания и взаимопроникновения. Этот контакт оказывается глубже, сильнее и ярче, чем в других парных танцах. Этот контакт – тоньше и интенсивнее, чем в любой другой совместной деятельности (совместное музицирование, командная работа над проектом и т.д.). Установление контакта с партнером – требование техники танца. Чтобы сделать шаг, нужно очень точно настроиться друг на друга. Такую степень взаимопонимания можно встретить у влюбленных и любовников. Такое яркое озарение «Я понимаю (что ты чувствуешь, чего ты боишься, чем душу лечишь, какое у тебя настроение и т.п.)!» иногда приходит к внимательному человеку. Что лежит в основе этого контакта – эмпатия, (экстра)сенсорные умения, что-то еще – не знаю. Но без этого ощущения взаимопонимания и контакта пара не сделает ни шага. Важно, что этот контакт – взаимный. Недостаток обратной связи от одного из партнеров, ослабление контакта немедленно сказывается на возможности танцевать. Этот контакт требует умения полностью концентрироваться на партнере. Посмотрите первые 20 секунд этого видео (Клаудиа Кодега и Эстебан Морено). Несколько первых секунд – на установление того самого контакта в паре.
Практики, которые были у меня в опыте до прихода в танго, помогали мне устанавливать этот контакт и обратную связь. Открытием же оказалось то, какое огромное количество информации о партнере дает этот контакт. Какими-то частями своего Я ты оказываешься обнажен и незащищен перед другим, часто незнакомым человеком. Эта обнаженность, а также неготовность вообще вступать в контакт, часто отпугивает новичков. И требует, как правило, некоторой отдельной работы над собой.
Не менее важной и сложной оказывается необходимость удерживать этот контакт на протяжении всего танца, нескольких танец, нескольких танцев с разными людьми… Это тренируется и развивается. Вероятно, такая практика вообще развивает в человеке чувствительность и открытость. Именно умение устанавливать и удерживать этот контакт, готовность очень точно настроится на партнера, сконцентрироваться на нем, дарит танцующим танго то тепло и понимание, ради которого люди приходят танцевать танго.
Мне часто приходится объяснять далеким от танго людям всплеск популярности аргентинского танца в последние годы. Я убеждена, что в современной культуре и при нынешней организации социальной жизни в крупных городах танго – естественный ответ на потребность людей в простых человеческих контактах и ощущении тепла другого человека рядом.
Гендер
Танго – пожалуй, самый гендерный из парных танцев. Танго все расставляет по своим изначальным «природным» местам. Сам танец (техника танца) устроен так, что без импульса мужчины женщина и шагу не ступит.
Уверена, мои «коллеги по танго» напишут об этом важном аспекте подробно. Мне же хотелось бы обратить внимание не на возможности реализации гендерного поведения, которые дает танго, а на проблемы, с которыми приходится сталкиваться.
В танго приходят взрослые люди, со сложившимися моделями поведения, с накопленным (и не всегда успешным) опытом взаимоотношений с противоположным полом. Социальные обстоятельства танца (правила поведения на милонгах, codigos – этикет на милонгах) лишь подчеркивают гендерные условности. Люди приходят танцевать танго, чтобы побыть «мужчиной» или «женщиной». И все эти приглашения/ неприглашения/ отказы для людей, испытывающих сомнения в своей гендерной успешности оказываются весьма и весьма болезненными, и не всегда преодолеваются. Однако не только социальный аспект танго поднимает вопрос гендерной состоятельности.
В танго мужчина лидирует, что соответствует гендерной роли. Но мужчинам часто оказывается очень не просто «вести» — испытывать намерение идти куда-то, ясно давать женщине понять это намерение, дождаться от нее обратной связи («я поняла, я готова идти») и далее сопровождать ее в этом движении. Танго не приемлет жесткого директивного руководства со стороны мужчины, танго не выдерживает нерешительности, танго не терпит невнимания к женщине. Поэтому вести оказывается не под силу многим мужчинам. (В этом смысле весьма симптоматично, что танго в России развивают преимущественно женщины.)
В танце вообще и в танго, в частности, эти проблемы возникают очень часто. Если в жизни женщина может отнестись с привычным пониманием к несовершенству мужчины, то в танго эти требования к гендерному соответствию, к проявлению «истинно мужского» поведения более жесткие. Нерешительность или невнимание, которые можно простить на длинной дистанции в бытовых обстоятельствах, в танго оборачиваются отсутствием удовольствия от танца, некомфортом в паре, а иногда и мелкими танцевальными травмами вроде «надорванной» женской спины. Танго в этом смысле дарит огромное количество метафор и знаков, которые интересно подмечать, интерпретировать, и которые дают обильный материал для работы с собой. Конечно, не все и не всегда оказываются готовыми выполнить эту работу. Для партнеров преодоление этого ощущения «не вполне мужчина» оказывается серьезной личностной проблемой.
Поведение женщины в танце – не менее показательно. Одни – категорически не могут «вестись», следовать ибо по природе своей лидеры или не могут доверить свое тело незнакомцу. Другим наоборот не хватает активности и самостоятельности — ее приходится передвигать руками и всем корпусом, такие партнерши «виснут» на каждом партнере. Третьи – готовы терпеть любые физические неудобства, подстраиваясь и молча переживая. А кто-то слишком холоден и отстранен… У женщин в танго проблем тоже хватает.
Танго в этом смысле очень симптоматично – любое отклонение от правильной техники обозначает жизненные, чаще всего гендерные проблемы. В технике танца заложено некое «идеальное» поведение мужчины и женщины, некоторые «идеальные взаимоотношения». Никто не предлагает, конечно, соответствовать этим абстрактным идеалам в жизни. Но, правя себя «под танго», обнаруживаешь некоторое влияние и на другие сферы, ибо рано или поздно в освоении техники наступает момент, когда ты не можешь двигаться дальше из-за личностных проблем. И тогда начинается работа уже не только с телом, сколько с картиной мира, приобретенными проблемами и т.п. – по сути, психотерапия. «Спокойная мужественность», «элегантная женственность» — это все эпитеты про мужчин и женщин танго. И выстраивая себя «под танго» (в том числе и путем освоения техники танца) мужчины и женщины действительно развивают в себе эти качества.
Еще одно наблюдение. В танго нередко приходят семейные пары для того, чтобы разнообразить свою жизнь. Но при этом в танго – немного семейных пар. В ходе обучения танцу многие проблемы, которые существуют в паре, обнажаются. Печальное открытие «я не могу танцевать со своим мужем/своей женой» происходит очень часто. Я знаю немало людей, которые, столкнувшись с этой проблемой, предпочли сохранить отношения, и ушли из танго. Кроме того, для семейных пар танго – некоторый тест на доверие. Каждый по себе знает, сколь сильные чувства можно испытывать в этом танце, и допустить, чтобы твой мужчина или твоя женщина переживали нечто подобное с другим, не с тобой – отдельное испытание.
Есть еще один аспект, который нечасто обсуждается в европейском танго-сообществе, но который присутствует по умолчанию на родине танго. Для того, чтобы между мужчиной и женщиной возникло «настоящее танго», партнеры должны хоть немного хотеть друг друга. Речь не идет о сексуальном возбуждении (хотя об этом спрашивают часто наблюдатели). Речь идет об энергии. Отсутствие сексуального окраса лишает танго энергии движения и контакта. Но продуцировать и выражать сексуальную энергию в европейской традиции не принято. Особенно строг этот запрет для мужчин. Чем севернее страна, тем холоднее, «интеллектуальнее» становится танго (это свойственно и России). Осознание не только своего гендера, но и своей сексуальной энергии, умение управлять ею и проявлять ее в танце – еще одна непростая задача, которую приходится решать, осваивая танго.
Иллюзии и реальность
Эта проблема, с которой сталкиваются все осваивающие танго. Танго – всего лишь танец, искренняя игра открытыми картами – но всего лишь игра. К пониманию этого приходишь не сразу. Когда на новичка обрушивается искренность чувств, когда он переживает, что может быть никогда в жизни ранее не испытывал ни с одним партнером, легко принять игру за реальность. Собственно, это и есть реальность, но отдельная, выделенная. Эта ситуация известная любому, кто сталкивался с групповой терапией и трансфером. Особенно остро эта проблема переживается романтически настроенными барышнями. Поначалу сложно поверить, что глубина эмоций, испытанные в танце, и пережитый с партнером «танго-секс» (есть такое понятие в языке тангоманов) – всего лишь танец, после которого тебе говорят «спасибо» и уходят переживать это же с другой партнершей.
Мир танго – иллюзорен, это мир игры. Но, как и в любой настоящей игре, все, что ты переживаешь в ходе ее – настоящее, искреннее. Иногда бывает очень сложно провести эту тонкую грань, научиться отделять танец от жизни. История, которая разворачивается между мужчиной и женщиной, заканчивается, когда стихает музыка. Те, кто всю жизнь мечется в поисках «идеальных отношений», мечтает о них и находит их в танце с конкретным партнером, именно в танго получают удивительный опыт встреч и разлук. Фактически, вставая в пару, ты готов встретиться с новым человеком, наладить с ним контакт, открыться ему, вступить с ним в некоторые отношения (характер этих отношений сильно зависит от музыки), завершить их и, не сожалея о потраченном времени и силах, расстаться. И так несколько раз за один вечер, и безнаказанно и без каких-либо печальных последствий.
Думаю, это видео (Карлос Гавито и Марсела Дюран) может дать представление о том, какую интенсивность переживаний предлагает танго. Это, конечно, сценическое шоу, где выражение чувств намеренно преувеличено и в хореографии, и в мимике танцоров, но подобная сила чувств (менее ярко выраженных вовне) возможны и на милонгах.
Открытость
Казалось бы, сказав выше о контакте, можно не останавливаться на необходимости открытости отдельно. Однако развитие танго в целом показывает, что «контакт» и «открытость» не равны друг другу. Как говорилось выше, танго требует от партнеров вступления в боле глубокий эмоциональный контакт, требует некоторого «обнажения» перед партнером. Такой контакт дает возможность пережить тот самый «эффект танго», который довольно сложно описать и передать, но который хорошо знаком почти каждому тангоману. Однако современная техника танца и методика обучения подарили бегущим от близкого эмоционального контакта отличную лазейку. Несложно научиться устанавливать и держать контакт с партнером телом (это существует во многих парных танцах, в контактной импровизации и т.п.). Но степень взаимопроникновения, необходимость «заглянуть партнеру в душу» совершенно другие. Не имея пока слов, чтобы объяснить это, я предлагаю сравнить два видео: Густаво Навейра и Жизель Энн и Себастиан Арс и Марианна Монтес. Обе пары – выдающиеся танцоры и преподаватели и танцуют в одинаковой технике. Насколько это возможно, учитывая качество видео, обратите внимание на то, что происходит внутри пары, на пространство между партнерами. Не знаю, окажется ли это очевидным: при том, что в обеих парах контакт между партнерами безупречен, в первом случае в нем есть… эмоция?.. чувство?.. Это та же глубина и интенсивность контакта и чувств, которые есть и в незатейливом танце Освальдо и Коки Картери, и в эффектном сценическом шоуКарлоса Гавито и Марии Плазаолы. Эффект понятен: чем больше ты вкладываешься и открываешься в танго, тем больше получаешь в танце, тем глубже переживания ты испытываешь, тем разнообразнее и полезнее опыт, который дает тебе танго. Но открытость – суровое испытание для современного человека. И он переиначивает танец, видоизменяет его так, чтобы сделать опыт танго менее травматичным и экзистенциально значимым. Ведь танго – всего лишь танец.
Вильвовская Александра
Источник: http://tdt-edu.ru/opyt-tango-vilvovskaya-a/
Comments by tterapy